Разработка пользовательского соглашения

5 минут
26.06.2021
Пользовательское соглашение (Terms of use / TOU) — важный документ, который устанавливает правила использования ПО, сервисом, платформой. Его качественная проработка поможет снизить риск конфликта.

В чем суть
Пользовательское соглашение (Terms of use / TOU) — это соглашение между правообладателем программного обеспечения, сайта, сервиса и пользователем, регламентирующее взаимоотношения по поводу использования объекта.

Пользовательское соглашение не является обязательным в силу закона. Однако оно требуется, чтобы определить условия пользования программой, а также ответственность пользователя за нарушение условий. Поэтому большинство IT-компаний разрабатывают и публикуют пользовательское соглашение на своих сайтах либо внутри ПО.

TOU — это договор присоединения. Поэтому пользователь, как правило, не может внести в него изменения, а способен только принять условия договора или отказаться от использования сервиса. Обычно пользователь принимает соглашение, если ставит галочку «Я принимаю/соглашаюсь» или нажимает кнопку при регистрации в сервисе или первом входе в программу.
Какие условия обычно содержит пользовательское соглашение?
  • Порядок взаимодействия с ПО: регистрации, оформления подписки, оплаты, а также прекращения взаимоотношений и возврата денежных средств.
  • Условия использования объектов интеллектуальной собственности: возможные способы использования и ограничения.
  • Порядок публикации контента пользователем (если такая возможность предоставляется):

    Пример из пользовательского соглашения YouTube: «Загружая Контент на платформу, Вы предоставляете YouTube неисключительную, передаваемую, безвозмездную лицензию на использование Вашего Контента во всем мире с правом сублицензирования. YouTube получает в том числе право воспроизводить, распространять, изменять и демонстрировать Ваш Контент для развития, функционирования и улучшения Сервиса».
  • Ответственность пользователя за нарушение условий соглашения.
  • Порядок разрешения споров: например, владелец платформы может предусмотреть, что споры рассматриваются в арбитраже.

Почему это важно
Пользовательское соглашение может защитить компанию в случае спора с пользователем.

Так, в Пушкинском районном суде было рассмотрено дело № 2−363/2020, в котором истец (пользователь) предъявил требование о взыскании денежных средств в размере 763 550 рублей против Google LLC, разработчика игры и банка. Истец заявлял о том, что в течение 7 месяцев с его счета происходило безакцептное списание денежных средств, на что он не давал согласия.

Однако суд отклонил требования пользователя и установил следующее:
  • в Google Play на странице игры размещена информация об игре, в том числе и о ее платном контенте, а также дана гиперссылка на Пользовательское соглашение.
  • при первичном запуске игры истцу было предложено ознакомиться и принять условия ее использования, что и сделал истец. Иначе использование игры было бы невозможным.
  • покупки в игре совершаются по желанию пользователя и подтверждаются нажатием кнопки для совершения и подтверждения платежа.
Таким образом, наличие Пользовательского соглашения, регулирующего порядок использования игры, стало основанием для отклонения требований истца, поскольку он принял условия использования игры.

На что обратить внимание
  • Оговорка«as is» («как есть»)
    Для предотвращения постоянных требований пользователей о не соответствующем их ожиданиям функционированию сервиса, в Пользовательском соглашении стоит предусмотреть оговорку «as is» («как есть»). Данная оговорка — это указание владельца платформы на то, что он не дает никаких гарантий в отношении работы ПО (не гарантирует регулярное обновление, отсутствие багов и т. п.).
  • TOU
    В TOU можно ограничить ответственность правообладателя ПО. Например, компания Uklon — онлайн-сервис вызова авто — включила в Пользовательское соглашение пункт о том, что вред, нанесенный водителем, возмещается самим водителем, а не Uklon. Поэтому водитель, нарушивший ПДД, самостоятельно несет за это ответственность.
  • Правообладатель – посредник
    При использовании сторонних сервисов важно указать, что правообладатель является посредником и не несет ответственность за функционирование данных сервисов (например, вы используете PayPal и, соответственно, не несете ответственность за его работу).
  • Политика конфиденциальности
    Если для функционирования платформы вам необходимы персональные данные пользователей (например, ФИО и e-mail при регистрации), то нужно разработать и опубликовать Политику конфиденциальности. На использование файлов-cookie и рекламную рассылку также необходимо получить согласие.
  • Terms of use
    В Terms of use также можно указать, что представленные на сайте товары и услуги и цены на них не являются публичной офертой.
ЗАКАЗЧИКИ И ПЛАТФОРМЫ
26.06.2021
читайте также:
Разработка EULA
End-user license agreement (EULA, лицензионное соглашение с конечным пользователем) регулирует...
ЗАКАЗЧИКИ И ПЛАТФОРМЫ
22.06.2021
Размещение приложений в App Store
Чтобы не столкнуться с блокировкой приложения в App Store, важно убедиться...
ЗАКАЗЧИКИ И ПЛАТФОРМЫ
22.06.2021
Размещение приложений в Google Play
Чтобы не столкнуться с блокировкой приложения в Google Play, важно убедиться...