Оформление отношений с партнерами

14 минут
21.06.2021
Для успешного развития бизнеса стоит заранее определиться, в какой форме вы будете работать с партнерами.

В чем суть
Если вы работаете с партнерами, то необходимо оформить ваши отношения надлежащим образом для того, чтобы избежать конфликтов при ведении совместных дел и распределении доходов.

В этой статье мы расскажем, в каких формах вы можете это сделать.
Юридическое лицо или договор простого товарищества?
Мы советуем учредить юридическое лицо. Если вы только начинаете свою деятельность, то лучше общество с ограниченной ответственностью (ООО), поскольку ООО проще в учреждении и управлении, чем акционерное общество (АО). Через определенное время вы можете преобразовать ООО в АО.

Эта форма отношений позволяет более эффективно управлять бизнесом, оперативно принимать управленческие решения и избегать тупиковых ситуаций.

Некоторые партнеры не желают учреждать юридическое лицо. Поэтому они заключают договор простого товарищества или другие, непоименованные договоры, которые получают в деловой практике различные названия: «меморандумы о намерениях», «понятийные соглашения», «соглашения о партнерстве».

Такие договоры позволяют установить взаимные обязательства сторон, за неисполнение которых можно предусмотреть ответственность. Казалось бы, если партнер не желает участвовать в управлении общим делом, препятствует принятию решений, его можно привлечь к ответственности. Для этого необходимо включить в договор соответствующие положения.

Возникает впечатление, что заключение такого договора ничем не отличается от учреждения юридического лица. Но это не совсем так. Для удобства ниже — сравнение.
Как можно заметить, учреждение общества с ограниченной ответственностью предполагает меньше сложностей, чем заключение договора простого товарищества или непоименованного договора между партнерами.

Преимущества ООО перед договором простого товарищества сводятся к следующему:
  • Ограниченная ответственность участников — они не отвечают всем своим имуществом по обязательствам из совместной деятельности. Но при этом контролирующие лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
  • Отсутствие споров, связанных с распоряжением общей собственностью, поскольку в ООО ее нет — все внесенное учредителями в уставный капитал и приобретенное обществом имущество — собственность ООО.
  • Более простая процедура открытия банковского счета и ведения бухгалтерского учета.
  • Нет необходимости распределять налоговые обязанности между товарищами/партнерами и назначать сторону, ведущую дела от имени всех партнеров.
  • Отсутствие большого количества оснований для прекращения совместной деятельности. ООО более устойчиво к нежеланию или невозможности отдельных партнеров продолжать совместную деятельность.
  • Не требуется с нуля описывать процедуру принятия совместных решений, исключения недобросовестных участников: на помощь учредителям приходит Закон об ООО.
  • Для учреждения ООО не требуется наличие статуса индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, в то время как для заключения договора простого товарищества они нужны. Для заключения непоименованного партнерского соглашения также не нужен особый статус, однако, в отличие от ООО, это приведет к блокированию некоторых возможностей. Например, невозможно будет зарегистрировать на имя сторон товарный знак, пройти аккредитацию в качестве IT-компании и воспользоваться соответствующими налоговыми льготами.
Помимо этого, у ООО есть следующие плюсы:
  • Простота в привлечении инвестиции за счет приема новых участников — вложения инвесторов в уставный капитал можно привлечь путем предоставления доли в компании;
  • Низкие имущественные риски на старте, ответственность за имущество будет нести само общество, учредитель рискует только своим вкладом;
  • Система налогообложения у ООО проще, чем в случае с простым товариществом или непоименованными партнерскими соглашениями; стороны не смогут воспользоваться налоговыми льготами, существующими для ООО, являющихся IT-компаниями.
Как создать ООО?
Процедура создания ООО достаточно проста и займет не более недели вместе с открытием банковского счета:
  • Выбор названия;
  • Аренда офиса. В качестве адреса ООО можно выбрать место жительства директора;
  • Выбор ОКВЭД (код вида экономической деятельности);
  • Составление устава ООО, учредительного договора (если учредитель один — хватит просто решения об учреждении). Вы также можете воспользоваться типовым уставом, что уменьшит время, необходимое для подготовки к регистрации;
  • Подача заявления о регистрации и его рассмотрение ФНС;
  • Подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН), если вы выберете ее для своей деятельности. Вы можете сделать это в течение 30 дней с даты постановки ООО на налоговый учет, в противном случае вы сможете претендовать на УСН только в следующем году.

Почему это важно
Стоит избегать ситуации, когда правила совместного принятия решений и деления прибыли существуют в форме «джентельменского соглашения», то есть только на словах, но не в форме юридически обязательных документов. Любые важные для вашей совместной деятельности правила или договоренности должны быть формализованы, чтобы в случае спора можно было сослаться на них в суде.

Без этого любая совместная деятельность находится под риском неудач из-за неопределенности взаимных обязанностей, конфликтов и споров.

Учреждение юридического лица в большей степени, чем заключение договора, позволяет избежать этих рисков и предоставляет различные преимущества, недоступные для тех, кто ведет свою деятельность без образования юридического лица.

На что обратить внимание
  • Учредительный договор, устав и корпоративный договор
    Выше мы говорили о том, насколько важно закрепить существующие между вами и вашими партнерами договоренности о совместной деятельности.

    При создании ООО ключевые для этих целей документы — это учредительный договор, устав и корпоративный договор.

    В учредительном договоре вы можете договориться с партнерами о порядке создания общества, размерах долей участников и порядке их оплаты.

    Устав регулирует практически все аспекты деятельности ООО:

    — сфера деятельности;
    — состав органов управления юридического лица;
    — права и обязанности участников;
    — порядок принятия решений;
    — порядок изменения состава участников.

    Если у вас нет каких-либо особых договоренностей с партнерами, которые можно было бы закрепить в уставе, можно воспользоваться типовым уставом, размещенным на сайте ФНС.

    Корпоративный договор — это договор между всеми или отдельными участниками общества о порядке осуществления ими корпоративных прав.
  • Переход на упрощенную систему налогообложения
    Выбирать систему налогообложения желательно перед регистрацией. Подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения лучше сразу после решения о регистрации в налоговый орган, куда вы подавали заявление о регистрации. Нельзя подать заявление о смене системы налогообложения в середине года, придется ждать начала нового налогового периода.
  • Внесение объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал
    Ключевыми для IT-сферы являются различные нематериальные активы, такие как разработанный софт, базы данных, ноу-хау, патенты.

    Их можно внести в уставный капитал общества. Важно при этом понимать, что исключительные права на них перейдут к ООО. Кроме того, для внесения прав на объекты интеллектуальной собственности в уставный капитал потребуется оценка их стоимости независимым оценщиком.
партнеры и инвесторы
27.06.2021
читайте также:
Оформление отношений с инвестором
Ваш проект преодолел стадию FFF, и, чтобы успешно преодолеть «долину смерти», необходимо найти инвесторов.